Вера в то, что между этим миром и иным
нет четкой границы, существовала,
наверное всегда. Еще в самые древние
времена практически у всех народов
возникали поверья, согласно которым
умерший иногда может возвращаться в
мир
живых или вообще, поселившись
неподалеку от родных и близких,
переодически
навещать их, какк правило, причиняя
какой-то вред. Подобные "немертвые"
в
народном сознании могли сливаться с
такими представителями низшей
мифологии, как
водяные русалки, лешие, северные тролли.
Более того, по некоторым поверьям
вся
нечистая сила - это "бывалошные" (бывшие)
люди, которые так и не попали в Иной
мир. Однако отждествлять их все же не
стоит: водяной и бродящий по ночам
утопленник - это не совсем одно и то же.
Отношение к этим двум категориям
извечных соседей человека также
различно: если водяной, леший или
домовой были
хозяевами своих владений и их нужно
было уважить и задобрить (они могли
не
только навредить, но и помочь), то от
бродящего по ночам мертвеца ничего
хорошего никто никогда не ждал. И
правильно делал. У одних народов так
называемые видергенгеры (от немецкого
глагола "возвращаться") обычно
пугали
людей самим своим появлением или же
изредка пытались заманить на кладбище
и
разорвать на части или удушить. Зато у
других встающие по ночам из могил
мертвецы имели облик ужасающий и, кроме
обычных "шуток" и традиционных
потрав
скота и продуктовых запасов,
высасывали кровь из людей, отчего те,
естественно,
умирали. Такие вот мертвецы и
назывались вампирами. Лежа в могиле,
они не
разлагались, сохраняли розовый цвет
лица, у них росли волосы, однако
вместо
выпавших ногтей и зубов выростали
длинные когти и клыки. Питаясь кровью,
вампиры
крепчали и через какое-то время
начинали появляться и днем. Только на
закате и
рассвете они прятались в укромном
месте, обычно - в собственной могиле.
Александр Левчук |